Кратко
Председатель Правительства РФ подписал Поручение федеральным органам исполнительной власти приостановить до 1 мая 2020 г. назначение проверок в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (трудовые, пожарные и иные), а также выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок. При этом данным Поручением указаны исключения из данных видов проверок (например, за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан и т.п. Данное поручение вступает в силу с 18 марта.
Что изменится?
С 18 марта 2020 г. не могут быть приняты решения о назначении выездных налоговых и плановых таможенных проверок, а также иных видов проверок (трудовые, пожарные и т.п.), за исключением тех, которые прямо названы в п. 1 Поручения. Что это значит для бизнеса? Согласно положениям законодательства выездные налоговые и плановые таможенные проверки являются только одним из видов контрольных мероприятий. Безусловно, упомянутые формы контроля предусматривают контактирование с проверяемыми лицами: допросы свидетелей, выезды к проверяемым лицам, осмотры помещений, выемки, проведение инвентаризаций и т.п. С учетом сегодняшних реалий данные мероприятия крайне нежелательны, и в первую очередь в целях сохранения безопасности и здоровья граждан. Кроме того, проведение данных мероприятий практически всегда тяжелы для бизнеса: и отвлечением трудовых ресурсов, и возможными финансовыми потерями. Поэтому введение моратория на данные мероприятия очень своевременно и важно.
Между тем, важно помнить, что мораторий не распространяется на иные виды мероприятий, например, налогового контроля. Так, по-прежнему могут проводиться: - камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ); - истребование документов в рамках камеральных проверок (ст.ст. 88, 93 НК РФ); - истребование информации и документов вне рамок поверок (ст.93.1 НК РФ); - назначение экспертиз или привлечение специалистов при осуществлении мероприятий налогового контроля, не связанных с выездными налоговыми проверками (ст.ст. 95, 96 НК РФ); - постановка, снятие, внесение изменений в учете организаций и физических лиц, выполнение иных обязанностей, связанных с учетом (ст. ст. 83 – 85 НК РФ) и т.п.;
Кроме того, надо помнить о предпроверочных мероприятиях, на которые данный мораторий также не распространяется. Отдельно следует отметить, что данным Поручением Правительства указано на возможность приостановки уже назначенных выездных налоговых и плановых таможенных проверок. Но об этой возможности мы узнаем позже, а именно после 20 марта (ст. п.2 данного Поручения), когда будут подготовлены соответствующими федеральными органами документы. На практике мы уже отмечаем, что по большинству открытых проверок происходит их приостановка. Также наблюдаются задержки не только в оформлении актов и решений по итогам мероприятий налогового контроля, но и увеличиваются сроки рассмотрения материалов проверки на всех стадиях. А с учетом последнего решения Верховного суда РФ о фактической приостановке очной деятельности судов, включая арбитражных, компаниям следует принимать во внимание эти факты. Также, с учетом быстроразвивающихся событий мы не исключаем, что и в отношении «разрешенных» мероприятий контроля также будут введены возможные ограничения на их проведение. Вместе с тем, с учетом того, что большое количество компаний перевели своих работников на дистанционную форму работы, данные факты могут быть положены в основу не только ходатайств об отсрочки представления документов и информации, но и оснований для освобождения от возможной налоговой ответственности по ст. 111 НК РФ (например, при нарушении сроков ответов на требования).
Таким образом, несмотря на своевременное решение Правительства РФ, бизнес должен помнить, что мораторий на выездные налоговые проверки и плановые таможенные проверки не означает полную остановку контрольной деятельности налоговых и таможенных органов.
*материал подготовлен по данным налогового обзора экспертов PWC